Cover Image

Сериалу «Вавилон-5» 25 лет

На световые годы впереди всего того, что показывали на телевидении.

Перевод интервью от создателя сериала «Вавилон-5», Джозеф Майкл Стражи́нски для сайта Newsarama. Это интервью раскрывает некоторые моменты из прошлого, как снимался сериал «Вавилон-5» и какие возникли трудности, было ли сложно изменить представление о научно-фантастических сериалах существовавшее в то время. Трудно ли быть первым?

В 2019 году исполнилось 25 лет научно-фантастическому сериалу «Вавилон-5», и во многих отношениях он предвещал будущее, а теперь и наше настоящее.

Нет, речь не идет о лазерных пушках и космических кораблях. По крайней мере, пока.

Имеется ввиду формат сериала, многолетнего телесериала, с широкой всеобъемлющей историей, рассказываемой на протяжении нескольких лет, нескольких сезонов. Теперь это стандарт для всего, от «Игры престолов» до «Во все тяжкие» и даже для «Звездного пути: Дискавери».

В 2019 году создатель сериала «Вавилон-5» Дж. Майкл Стражински (более известный фанатам как JMS) поговорил с Newsarama о первых днях сериала, о борьбе с завершением сериала с руководителями вещательных сетей и истории одной космической станции. Одинокий маяк в космосе, в полном одиночестве в ночи.

Newsarama: JMS, вы назвали сериал «Вавилон-5» романом, созданным для телевидения. Что побудило вас рассказать полноформатную историю на телевидении в то время, когда формат сериалов был нормой (речь идет о несвязных сериях одного сериала)? И какой ответ вы получили изначально?

JMS: Мысль о том, чтобы сказать: «Это продлится пять лет, и мы закончим» и «Это будет структура романа», и что мы приближаемся к эпилогу, на самом деле никогда не была реализована. Но я всегда был в некотором роде противником, поэтому, когда мне кто-то говорит: «Это не было сделано» или «Это невозможно», мой первый инстинкт - уйти и сделать эту чертову штуку.

Идея тогда заключалась в том, что, когда подходит конец эпизода, вы нажимаете кнопку сброса и начинаете следующий заново. Может, получится одна история на две серии, но не более того. Радиостанции и телеканалы не думали, что у американской публики хватит внимания, чтобы посмотреть более двух серий. Они также утверждали, что, когда сериал поступает в трансляцию, отдельные вещатели не обращают внимания на порядок серий, поэтому вы не можете полагаться на них, чтобы все было показано правильно.

Примечание: Кстати с первым показом на нашем ТВ-6 так и случилось, серии были перепутаны, их стали показывать по производственным номерам, а не по порядку как они шли.

Я позвонил на несколько телеканалов и спросил: «Ребята, у вас когда-нибудь что-то выходит не по порядку?» Они сказали: «Нет, мы всегда показываем точно так же, согласно цифрам на пленках» (речь идет о нумерации серий в сезонах), потому что им приходилось отслеживать это на предмет остатков и гонораров. «Итак, мы точно знаем, в каком порядке их показать».

Примечание: Можно отметить, что обычно сериал создается определенной вещательной сетью для себя, в то время сериал мог сниматься и показываться каждую неделю по одной новой серии, в отличии от того, когда снимают полный сезон в течении года и только потом он выходит в эфир, хотя показывают его по прежнему по одной серии в неделю. Все это связано с распространением трансляций (Broadcast syndication) и синдицирование вещания это очень большая тема (не в рамках данной статьи) для понимания работы американского телевидения.

Я вернулся (в Warner Bros.) и сказал: «Ну, ты ошибаешься. P.S.: Вы ошибаетесь». Затем они сказали: «Ни один другой американский научно-фантастический сериал, кроме «Звездного пути», не выходил более трех сезонов за более чем двадцать лет, вам повезет, если вы получите два сезона, не говоря уже о пяти. Оставь это. Это слишком рискованно».

В то время я чувствовал, что да, никто не делал этого раньше, но худшее, что может случиться, - это я проиграю. И они не могут убить вас за это, они не могут вас съесть, они не могут посадить вас в телевизионную тюрьму, так почему бы не рискнуть и не сделать то, чего не делали раньше?

Newsarama: Значит, они так же сильно беспокоились о логистике телетрансляции, как и о том, что «Вавилон-5» - это длинное повествование?

JMS: Так и было. Проблему телетрансляции я решил быстро. Их беспокойство по поводу аудитории, у которой хватит внимания на многолетнее повествование одной истории (сюжетной арки), мне все же пришлось им доказать обратное. И в течение пяти лет, которые мы получили от нашего сериала, мы сделали это.

Хорошо то, что мы отчасти были «сиротками» для Warner Bros. С их стороны было мягкое пренебрежение, которое - при других обстоятельствах - позволяло нам избежать наказания за то, что мы, вероятно, не смогли бы сделать иначе. Поэтому, когда мы показали, что можем делать именно то, что обещали, они проигнорировали нас. После второй серии второго сезона нам перестали давать записки. Мы были предоставлены сами себе, и это было хорошо.

Примечание: возможно в данном случае под записками имеется ввиду указание от дирекции о том, что должно быть дальше и как это должно быть снято.

Мы смогли написать и предвидеть события в первом сезоне, которые потом окупились в пятом сезоне, в то время как они думали, что мы просто не сможем этого сделать. И, конечно, сейчас все делают пятилетние сюжеты. Вы не можете сейчас придти на телеканал и представить сериал без того что бы у вас не спросили: «Какая перспектива? Что происходит во 2 сезоне с 4 сезоном? Как это закончится?»

Некоторое время назад у меня была встреча в студии, и я представлял сериал с пятилетней сюжетной историей. Ответственный исполнитель сказал: «Люди приходят сюда все время и говорят: «Я хочу делать пятилетние истории», но им это никогда не удается. Что заставляет вас думать, что вы можете это сделать?»

- Потому что это я изобрел.

И все же в свое время фанаты могли быть обеспокоены тем, что сериал закрывают после каждого сезона. Между 4 и 5 сезонами сериал был перенесен между вещательными сетями – при этом всегда может быть большая задержка.

Примечание: Речь идет о переходе сериала «Вавилон-5» на Turner Network Television (TNT) - американская кабельная телевизионная сеть.

Наше связь с сетью PTEN состояла в том, что каждый год мы должны были показывать прибыль для них. И каждый год мы показывали прибыль (хотя на бумаге мы были все еще в минусе в том, что касается определения прибыли, поэтому до сих пор я не получил ни цента прибыли на «Вавилон-5», и мы еще якобы 30 миллионов долларов в минусе).

Но, несмотря на достижение нашей цели, у Warner Bros. всегда было то странное отношение, которое сохраняется и по сей день по отношению к «Вавилон-5». Видите ли, PTEN был создан Warner Bros. Domestic Distribution, парнями, которые занимались продажей повторных показов ранее выпущенных Warner Bros. Они не занимались оригинальным производством, они просто продавали то, что уже было снято и показано.

Примечание: PTEN (The Prime Time Entertainment Network) - американская телевизионная сеть, которая управлялась Prime Time Consortium, совместное предприятие Warner Bros. Domestic Television. Существовала с 20 января 1993 года и до 1997 года.

PTEN сказал: «Мы выберем наши собственные сериалы (для нового контента)», а Warner Bros. TV ... я бы не сказал, что они были бы за закрытой дверью, но в во всем этом процессе они были как бы сведены к минимуму. И многие из этих парней восприняли это очень лично.

Сериал «Вавилон-5» был еще дальше, вне группы, потому что все другие сериалы - Time Trax и другие - были разработаны в Warners. Мы пришли со стороны. Мы были чем-то вроде сторонней программы. Так что у Warner Bros. всегда было внутреннее сопротивление Вавилону 5, что приводило нас к постоянной неопределенности. Мы всегда получали что-либо по случаю. При этом другие сериалы все получали заранее, но были времена, когда мы получали это так поздно, что мы уже отставали от графика, чтобы уложиться в эфир.

На четвертый год Warners просто категорически заявили нам, что мы не вернемся: сама сеть PTEN отключалась, потому что они решили закончить ее работу, что мы и сделали. К их удивлению, мы осуществили переход на TNT в пятом сезоне, что позволило нам закончить наш рассказ.

Newsarama: Когда дело доходит до привлекательности длинного повествования сегодня, насколько на это влияет стриминг (стриминговые платформы, когда сериал можно посмотреть онлайн)? Этого не было во времена «Вавилон-5».

JMS: Внутренние опросы Netflix могут показать, что вы смотрите и как далеко вы в этом зашли, и эти цифры показывают, что средний просмотр сериала, который загружается сразу, составляет два с четвертью эпизода. Обычно посмотрят первые два, увидят, как разрешится захватывающий сюжет, и останавливаются на этом. Это подходит для историй, которые больше полагаются на длинные, поэтапные истории, чем на то, где все данные должны быть полностью втиснуты в пилотный эпизод.

Например, когда мы делали сериал Sense 8, если бы наш пилот транслировался сам по себе в традиционной сети, люди были бы настолько сбиты с толку, что просто сказали бы, забудьте об этом. Но поскольку все серии были доступны в сети одновременно, люди могли посмотреть первую и сказать: «Хорошо, я не понимаю, но давайте на всякий случай продолжим». Так что возможность показать сразу все серии упростила создание историй на протяжении всего сезона.

Newsarama: Это были ранние шоу, которые превращались в длинную историю на несколько сезонов, когда стриминг еще не стал популярным?

JMS: Верно. Рональд Д. Мур прислал мне копию пилотного сценария Battlestar: Galactica, чтобы я посмотрел на него с точки зрения использования нашей многолетней структуры, и Дэймон Линделоф позже сказал мне, что они позаимствовали нашу структуру прямо для Lost. Эти два сериала еще больше кристаллизовали пятилетнюю структуру, и в кругах определенных фанатов это действительно оказало огромное влияние, хотя изначально этого нельзя было предвидеть в главной линии.

Как только эти два сериала стали хитами, другие продюсеры посмотрели на то, что отличает их от всего остального, и сказали, что это должно быть эти долгосрочные сюжетные арки, так что давайте сделаем это тоже.
С тех пор такой принцип сериалов постепенно становился более популярным, и теперь у нас есть переедание, когда можно просмотреть весь сезон за одну ночь, и это замечательно.

Newsarama: Что касается производства, были ли какие-то новые вызовы, которые вам нужно было решить для сериала «Вавилон-5», учитывая, что до этого не было предыдущих моделей, с которыми можно было бы работать, когда речь шла о полномасштабном телевизионном повествовании?

JMS: Мы вроде как придумывали правила на ходу. С этим связана огромная кривая обучаемости. Самым сложным было выяснить, как распределить ключевые события на протяжении пяти лет, какие части и где должны быть задействованы. Кроме того, нам пришлось сбалансировать актеров.

Некоторые актеры были наняты на полные 22 серии, на весь сезон, некоторые были наняты на 16, некоторые были наняты на 11, некоторые были наняты на 8. Итак, у меня в офисе была таблица с информацией о том, в какие эпизоды мы можем поместить актеров. И актер, который мне может понадобиться для определенной части сюжета, может быть недоступен для этого эпизода. Так что переставить сюжет раньше или доплатить, чтобы актер вышел? Или отдать этот слот кому-нибудь другому? Это похоже на гигантский набор Лего. Но разница в том, что фигуры всегда движутся.

Newsarama: Интересно слышать, что некоторые актеры были наняты только на определенное количество эпизодов на один сезон.

JMS: Некоторые сериалы просто покупают всех актеров для всех серий, потому что это проще. Им не нужно беспокоиться о том, кто доступен или нет. Но у нас был очень, очень малобюджетный сериал - я думаю, что в то время «Звездный путь» стоил около 1,5 миллиона долларов за серию, а мы начинали с примерно 650 тысяч долларов. Так что у нас было много бремени, которого не было у других сериалов.

Первый сезон был в основном автономным с несколькими ключевыми эпизодами. Я понял, что не могу использовать подход с сильным сюжетом, в тот момент, потому что аудитория еще не была готова к этому, у них не было понимания пятилетней истории, поэтому мне пришлось медленно их акклиматизировать. Но я мог начать закладывать маленькие подсказки, которые поначалу будут казаться обычными сценами, которые будут позже поняты как имеющие большое значение.

Поэтому, когда аудитория увидела, что это окупилось год спустя, они задним числом осознали, что это был ключ к чему-то большему, что это был не просто разговор, это было предзнаменованием.

Это также было новостью для актеров, иногда актерам требовалось больше информации. Есть сцена, в которой мы показываем, как Г'Кар и Лондо душат друг друга в мгновение ока. Питер Юрасик (Лондо) подошел ко мне и сказал: «Каков контекст этого? Можешь хотя бы сказать мне, что это»? Но так как это было для далекого будущего, я рассказал ему для чего эта сцена, и его глаза расширились, как яйца пашот. Но к тому же я не хотел рассказывать им слишком много, потому что это грозит им играть на результат, а не просто на процесс игры.

Newsarama: Бюджетные ограничения, если я правильно помню, были одним из факторов того, что это был первый сериал, в котором широко использовались компьютерные визуальные эффекты. И в результате в сериале «Вавилон-5» было много зрелищных космических снимков и батальных сцен.

JMS: Когда у вас мало денег, вы должны быть умными и находить решения, которые часто приведут вас к новаторству. Мы не могли позволить себе делать модели и миниатюры при бюджете в 600 тысяч долларов за серию. Это бы просто взорвало бюджет.

Компьютерная графика в то время была очень новой технологией. Она в основном использовалась для переходов и титров и тому подобного. Когда мы сказали, что будем строить на этом все шоу, Warner очень сомневалась. Они говорили: «Знаешь, мы не думаем, что это сработает, это будет выглядеть дерьмом». И нам пришлось немало потрудиться, чтобы убедить их в обратном.

Как только мы начали это делать, мы смогли внести свет во Вселенную. Так вместо того, что всё было бы c белыми кораблями, стреляющими друг в друга с близкого расстояния, что вообще не имеет смысла, у нас появились эти красивые, красочные корабли, которые могли находиться в тысячах и тысячах миль друг от друга, участвуя в бою. Мы действительно структурировали сражения так, как вы не могли сделать с помощью моделей, и смогли показать реальные боевые приемы, стратегию и планирование.

Newsarama: Еще один аспект, который выделяет сериал «Вавилон-5» - по сей день - это то, как он признает социологические темы, такие как культура и религия, с искренним и оптимистичным взглядом.

JMS: Люди часто не знают, как подойти к этим предметам без кажущейся проповеди или банальности. Гораздо легче относиться ко всему этому скептически, быть подавленным, пессимистичным или антиутопичным. Показать более благородные аспекты человеческого духа и сказать, что в нас есть что-то большее, чем сумма наших частей, действительно трудно осуществить, не выглядя при этом глупо.

Но у меня был опыт работы в области психологии и философии в колледже, я глубоко увлекался религиоведением, и я вышел из католической семьи (и мне стало лучше). Так что я не боюсь прикасаться к этим вещам.

Вселенная «Звездного пути», казалось, говорила, что для того, чтобы отправиться к звездам, мы должны оставить позади важные части себя, хорошие и плохие: наши пороки, нашу алчность, наш коммерческий подход, и также нашу веру и наши прекрасные шрамы. И я подумал, что нет, мы все равно возьмем это с собой.

Когда поселенцы прибыли в Америку из Европы, они не оставили позади свою культуру, они принесли ее с собой. Это дало им преемственность в новом мире. Поэтому для нас было важно показать эту преемственность. Мы видим, как религия, алкоголизм, наркомания - все, что облагораживает или преследует нас, переносится в будущее. Вы тоже приносите красоту.

В сериале Синклер говорит, что мы должны были пойти к звездам, иначе мы потеряем Уильяма Шекспира, Мэрилин Монро, Бадди Холли и Лао-цзы. В человечестве столько же красоты, сколько и в наименее благородных его сторонах. Так что я хотел показать, что мы берем всё это с собой, когда отправляемся к звездам.

Newsarama: Считаете ли вы ироничным, что научная фантастика - это то, что, по мнению вещательных сетей, не работает на телевидении, но это то, что сильно ломает основы, когда дело доходит до того, как рассказываются и создаются истории?

JMS: Проблема в том, что вещательные сети часто не понимают научную фантастику. Они считают её нишевым продуктом. Их беспокоит, что это слишком умно, или что оно слишком холодное на ощупь, или это просто для фантов, которые склонны смотреть такие вещи. Поэтому всякий раз, когда отменяют научно-фантастическое шоу, сети сразу же заявляют, что научная фантастика не работает. Хотя они никогда не говорят это, если отменят сериал про полицейских.

Для большого мира научная фантастика всегда была жанром гетто. Я думаю, постепенно это начинает меняться. По мере того, как старая гвардия уходит на пенсию, мы видим, что приходит новая группа людей, которые более сообразительны в этом направлении. Сейчас я хожу на встречи с представителями сетей, и они видели «Вавилон-5», Иеремию или Sense 8. Они больше осведомлены о научной фантастике, поэтому сейчас к ней относятся более тепло, чем даже пять лет назад.

Оригинальный текст (на английском языке): Newsarama

Смотрите также: The Gathering - спецэффекты и грим или почему графика и инопланетяне в пилотном фильме отличаются от того что было в сериале в дальнейшем.


Похожие страницы: историяпереводсериал

Рейтинг: 9.3 (голосов: 3)  Последняя оценка: 13/05/21, 22:25   Ваша оценка: