Что такое «Вавилон-5»

Что такое «Вавилон-5»

Сериал «Вавилон-5», действия в котором происходят на одноименной космической станции, часто называют телевизионным романом, поскольку сериал характеризуется непрерывной сюжетной линией, состоящей из 110 серий включенных в пять сезонов. Это было редкостью в телевизионном "пейзаже" середины 1990-х, но «Вавилон-5» пошел еще дальше, потому что события не планировались от недели к неделе, или, самое большее, от сезона к сезону, нет, сюжетная линия охватывает полные пять лет. Все было продумано еще до того, как была снята первая сцена. Эта амбициозная концепция никогда не была представлена в таком виде в телесериалах такого масштаба, и с тех пор никто не осмеливался ее реализовать.

«Вавилон-5» (Babylon 5) - это история пятой станции серии "Вавилон", последней надежды на галактику без войн. Она начинается в 2257 году с открытием космической станции «Вавилон-5» расположенной в нейтральном секторе космоса.

Итак, что такое «Вавилон-5» и за что его любят?

Большие темы. Большие амбиции - это хорошо, но они не имели бы никакой ценности, если бы тщательно созданная история не содержала повествования, достойных длительного и многократного просмотра, в котором новые детали можно обнаруживать снова и снова. Здесь Стражински добился больших успехов и создал историю, которая использует тщательное планирование, чтобы изобразить и переплести развитие персонажей, экзистенциальные темы, философские соображения, удивительные повороты, напряжение и тайну таким образом, чтобы в целом сложность всего лишь раскрывается при многократном просмотре и делает «Вавилон-5» уникальным даже сегодня.

Сложные персонажи. Например, развитие персонажа: почти каждый главный герой отличается по прошествии пяти лет от того, каким он был в начале. Эти трансформации не похожи - как это часто бывает в других местах - на мимолетное вдохновение авторов, чтобы придать немного больше энергии стареющим сериям, или на изменения, которые вкрадываются случайно, но, особенно в ретроспективе, всегда понятны и хорошо продуманы. Как и в случае с раскрытием больших и малых секретов сериала «Вавилон-5», зрителю всегда ясно, что это видение автора, который заранее тщательно спланировал все события. Грядущие события бросают тень на бесчисленные намеки и укрепляют ощущение, что все имеет свое значение для сюжета.

Сюжет. Верный своему жанру космической оперы, телесериал «Вавилон-5», с одной стороны, решает очень большие проблемы: члены экипажа космической станции «Вавилон-5» и послы четырех инопланетных цивилизаций втянуты в конфликт: война, оккупация, геноцид, империи возникают и исчезают, на кону прошлое и будущее целых народов, и не в последнюю очередь людей, все переплетено с вопросами о том, откуда, куда и почему. Первый сезон начинается довольно неспешно, но вскоре дает ощущение, что за этим спокойным фасадом скрывается намного больше, и, наконец, заканчивается взрывом, который дает понять, что отныне всё возможно. За тем следуют разоблачения во втором сезоне, большая вспышка конфликтов в третьем сезоне, в конце которого все оказывается на грани, двойной конфликт в четвертом сезоне, чтобы наконец показать в пятом сезоне, что даже после триумфа финальной победы, события продолжаются, и все может развалиться.

Соединение большого и малого. Но не только всеобъемлющий сюжет «Вавилон-5», написанный Стражински в одиночку, начиная с третьего сезона, также поднимает важные вопросы, довольно отдельные истории отдельных серий также затрагивают такие темы, как вина и искупление. Как и здесь, сила «Вавилон-5» заключается в великих вопросах и мировых конфликтах в том факте, что он отражает все на личном уровне сложных персонажей, которые всегда действуют из понятных мотивов, какими бы ошибочными они ни были. Именно эти крошечные по всем меркам действия приводят к последствиям гигантских размеров. История их жизни делает персонажей такими, какие они есть, и ведет к выбору, который они делают. Это часто противоречит здравому смыслу, поскольку персонажи стоят на пути своих собственных амбиций и затруднений в более широкой картине. В конце концов, ничего не происходит само по себе, ни хорошее, ни плохое, но всегда люди или инопланетяне приводят все в движение.

Первые спецэффекты для всех серий, созданные на компьютере. «Вавилон-5» можно рассматривать не только как первый сериал, сюжетная линия которого была продумана не несколько сезонов, но и как пионера в использовании компьютерной графики. Во времена съемок сериала "Вавилон-5" все это было в новинку. Научная фантастика с космическими кораблями и инопланетянами (особенно на телевидении) была не из дешевых в производстве, и исторически она была печально известна тем, что также имела постоянно расширяющиеся бюджеты из-за таких вещей, как спецэффекты, которые требовались, для того чтобы она выглядела более менее прилично. В те времена, технология использования спецэффектов созданных при помощи компьютера только делала свои первые шаги. «Вавилон-5» был одним из первых телесериалов в котором все модели космических кораблей были созданы при помощи программ 3D моделирования. Более подробно об этом можно прочесть в статье Космос и оружие в сериале «Вавилон-5». Этот переход индустрии к использованию спецэффектов созданных на компьютерах, рано или поздно должен был произойти и Foundation Imaging была не единственной компанией, которая раздвигала границы. Но за их работой над сериалом «Вавилон-5», как и над многими другими, отрасль внимательно наблюдала. Это было как одно большое доказательство концепции - и когда они показали, что это выполнимо, в течение следующего десятилетия произошел взрыв новых научно-фантастических и фэнтезийных телесериалов со спецэффектами.

Интерьер станции «Вавилон-5» это прежде всего реальные декорации, базовый набор элементов из которых можно было собрать разные интерьеры и помещения, известно, что у сериала был небольшой бюджет при этом приходилось использовать обычные вещи, которые были изменены. В современных сериалах большинство сцен может быть создано при помощи компьютерной графики, но в то время это было еще недоступно. Живые и реальные интерьеры станции вносят в «Вавилон-5» свое очарование.

Babylon 5 remastered В 2021 году сериал «Вавилон-5» был выпущен в анаморфном варианте Full HD, работа над этой версией заняла шесть лет.

При этом невероятный актерский состав показал феноменальную игру и включал в себя: Андреаса Кацуласа (Г'Кар), Питера Юрасика (Лондо), Миру Фурлан (Деленн), Джерри Дойла (Майкл Гарибальди), Брюса Бокслейтнера (капитан Джон Шеридан), Ричарда Биггса (доктор Стивен Франклин), Клаудиа Кристиан (командир Сьюзан Иванова), Стивен Ферст (Вир Котто), Билл Муми (Ленньер), Андреа Томпсон (Талия Винтерс), Патрисия Таллман (Лита Александер), Джефф Конэуэй (Зак Аллан) и Майкл О'Хара (командор Джеффри Синклер). К сожалению, беспрецедентное количество этих невероятно талантливых звезд научной фантастики больше не с нами.

Новеллы и рассказы. По сериалу «Вавилон-5» было издано множество литературных произведений, включая оригинальные сценарии, энциклопедию, и даже комиксы, написанные как самим автором сериала, так и другими авторами, произведения которых можно считать каноническими.

Музыка. В конце концов, вишенка на торте - это музыка Кристофера Франке (Babylon 5 - Original Soundtracks by Christopher Franke),  которому без особых усилий удается передать драму, напряжение, трагедию или надвигающуюся судьбу и создать свою индивидуальность через смесь классического оркестра и синтезатора, так что после нескольких тактов ясно: "Это может быть только Вавилон-5"! Вступительные титры, новые в каждом сезоне, всегда соответствующим образом сопровождаются композициями Франке, которые идеально отражают настроение соответствующего сезона и, таким образом, создают нужное настроение для получения удовольствия от просмотра. Все это делает «Вавилон-5» увлекательной смесью серьезных вопросов, личных судеб, а также больших и малых драм, которые растянуты в тщательно проработанные рамки, которые, благодаря своей продуманности, также придают больший вес содержанию. Как настоящее удовольствие от удивительных событий, выводит захватывающие загадки и всесторонних персонажей на новый уровень.

Корабли из сериала Вавилон-5

Первый сезон - "Пророчества и предзнаменования" (Signs and Portents), 2258 год.

Роль первого сезона в повествовании - представить расы, концепции и основные темы сериала «Вавилон-5». Происходит очень много всего, и невозможно отрицать, что Стражински создал фантастически богатую вселенную. Во многих отношениях это полная противоположность «Звездному пути». Земля расколота коррупцией и политическим инакомыслием и занимает лишь среднее место в технологической шкале, на столетия отставая от таких рас, как минбарцы. У них даже нет искусственной гравитации. На станции «Вавилон-5» и на крупных военных кораблях Земного Альянса используются вращающиеся секции для создания гравитации при помощи центробежной силы.

Первый сезон в основном состоит из отдельных эпизодов, но в каждой серии есть моменты которые могут добавить что-то к общей картине, а серии «Глаза» (Eyes) и «Кризалис» (Chrysalis) отлично показывают, какую роль несли эти не связанные между собой серии. Среди серий первого сезона наиболее яркими являются «И небо полное звезд» (And the Sky Full of Stars), в котором начинается приподниматься завеса над тайной, почему минбарцы остановились и сдались в шаге от победы. Серия «Пророчества и предзнаменования» (Signs and Portents), в которых Лондо непреднамеренно заключает сделку с загадочными союзниками, серия «Вавилон в квадрате» (Babylon Squared), рассказ о путешествии во времени, в котором мы получаем некоторые подсказки относительно того, что произойдет через несколько лет, и великолепная серия «Кризалис» (Chrysalis), один из лучших эпизодов научно-фантастического сериала за всю историю, который дает зрителю ощущение, что теперь может случиться все, что угодно. В первом сезоне есть и скучные серии, такие как: «Инфекция» (Infection), «Война умов» (Mind War), несмотря на героическое выступление Уолтера Кенига в роли Пси-копа Бестера, «Технический нокаут» (TKO) и «Грааль» (Grail).

Первый сезон «Вавилон-5» успешно интригует зрителя в этом ярком и увлекательном мире. На него стоит взглянуть, даже если он не соответствует головокружительным высотам двух следующих друг за другом сезонов.

Второй сезон - "Пришествие Теней" (The Coming Of Shadows), 2259 год.

По сравнению с переменчивым первым годом съемок, второй сезон намного лучше и стабильнее. Появление Брюса Бокслейтнера (Bruce William Boxleitner) в роли капитана Шеридана наполняет командный состав столь необходимой жизнью и энергией, и очевидно, что у него гораздо лучшие взаимоотношения с большинством других актеров. Он также убедительно выглядит в роли военачальника и тактика.

В сезоне множество ключевых серий, но среди других выдающихся серий есть And Now For a Word (серия в стиле новостного документального фильма о станции и ее команде, раскрывающий новую информацию о вселенной «Вавилон-5») и Confessions and Lamentations (вероятно, лучшая серия, не относящаяся к общей сюжетной линии, в истории сериала), но главными сериями сезона должны стать The Coming of Shadows и её продолжение The Long, Twilight Struggle. Первая получила в 1996 году премию Хьюго, серия в которой показывается Император республики Центавра прибывший с официальным визитом на станцию «Вавилон-5». Некоторые центаврианские фракции, связанные с Лондо, пытаются использовать его визит для реализации своих собственных планов, в то время как Г'Кар замышляет убийство. Однако Император заболевает, и за этим следуют разрушительные последствия для всей вселенной, которые повлияют на многое.

Во второй половине сезона, в серии The Long, Twilight Struggle показаны последствия этих событий, которые достигают своего неизбежного завершения, кульминацией которых является самое большое использование компьютерной графики во всем сериале. Кадры в которых показано лицо Лондо, его отражение в окне центаврианского крейсера, когда он понимает, к чему привели его скромные политические амбиции, и абсолютно безумное выступление Андреаса Кацуласа в роли Г'Кара, когда его мир рушится. Остальная часть сезона могла бы стать неудачной, но в финале сезона (серия The Fall of Night) события становятся еще хуже, и к началу третьего сезона все остается в подвешенном состоянии.

Третий сезон  - "Возврата нет" (Point of No Return), 2260 год.

Третий сезон «Вавилон-5» начинается на удивление медленно, с нескольких отдельных серий. Это облегчает зрителям погружение в сериал между длительным перерывом между сезонами, но если говорить о непрерывном просмотре, они значительно снижают темп и напряжение, накопившееся в конце второго сезона, и возвращение в нужное эмоциональное русло происходит медленно. К сожалению, серии в начале сезона в основном являются второстепенными, особенно серия Convictions.Тем не менее, события набирают обороты в сериях, которые фанаты неофициально окрестили трилогией: Messages From Earth, Point of No Return и отмеченная наградами серия Severed Dreams. Эти три серии выступают в качестве стержня, вокруг которого вращается весь сериал, и экипаж станции «Вавилон-5», наконец, публично отстаивает то, что, по их мнению, является правильным, кульминацией всего этого является одна из крупнейших космических битв, когда-либо виденных на телевизионном экране. И когда пыль рассеивается, наши герои оказываются в совершенно иной ситуации, чем раньше.

В конце сезона проблемы на Земле уходят на второй план в пользу растущего конфликта с Тенями. Стражински отвечает на вопрос о том, чего хотят Тени и как они планируют это достичь. В таких сериях, как Ship of Tears сеть альянсов и враждебности меняется, когда Тени лично оскорбляют бывшего врага, и он соглашается работать с командой Вавилона-5, в то время как Interludes and Examinations - мастерский взгляд на ключевые центральные темы искупления, последствий и ответственности. В двух частях War Without End все несколько разваливается, пытаясь раскрыть тайну станции «Вавилон-4», из серии Babylon Squared первого сезона. С тех пор многое изменилось (не в последнюю очередь, уход Синклера и его замена Шериданом), и Стражински был вынужден объяснять события той серии с другим набором обстоятельств и персонажей по сравнению с тем, что у него было и планировалось двумя годами ранее. Если сильно не задумываться об этом, то смотрится достаточно связанно.

Последние несколько серий третьего сезона обостряют напряженность, коалиция встречает Теней и завершение сезона выглядит достаточно ошеломляюще, как часть раскрывающегося апокалипсиса.

Четвертый сезон  - "Не отступать, не сдаваться" (No Surrender, No Retreat), 2261 год.

Когда Warner Brothers продлили «Вавилон-5» на четвертый и предположительно предпоследний сезон, возникла проблема. «Вавилон-5» был одним из множества сериалов, которые были заказаны для новой сети PTEN. PTEN прекратила свое существование во время третьего сезона «Вавилон-5», что привело к некоторым юридическим и финансовым проблемам с продолжением сериала. Несмотря на то, что его рейтинги оставались приличными (превосходя конкурирующий сериал «Звездный путь Глубокий космос 9» на некоторых ключевых рынках), была некоторая дискуссия о том, стоил ли скромный успех сериала значительных усилий и затрат, чтобы продолжать его показ. Стражински был проинформирован об этих дебатах и решил принять решительные меры. Чтобы защитить целостность сериала, он решил свернуть несколько затянувшихся сюжетных нитей, которые планировалось продлить до пятого сезона, и сделать так чтобы они закончились в четвертом сезоне, и отозвать предпосылки для пятого сезона. Таким образом, если четвертый сезон стал бы завершением сериала, в нем можно было бы увидеть приличное количество завершенных сюжетных линий, и в то же время не делая пятый сезон невозможным. К сожалению, это означало, что Стражинскому пришлось бы самому писать все двадцать два сценария, а также изменить характер работы над сезоном с точки зрения темпов повествования.

Война Теней завершается с почти неприличной скоростью, в то время как события на Земле и на Минабре внезапно возвращаются в центр внимания, прежде чем аудитория может сделать паузу, чтобы перевести дух. Это, безусловно, другой подход, и, хотя отказ от нерелевантных эпизодов, не связанных с основной историей, заслуживает похвалы, можно утверждать, что безжалостные действия происходят за счет некоторых характеристик и строения мира, которое мы видели в предыдущих сезонах. Тем не менее, сама история захватывающая: Джерри Дойл, в частности, продемонстрировал выдающуюся работу, показывающую, как далеко он продвинулся с первого сезона, и каждый персонаж получает свой момент славы, когда команда станции «Вавилон-5», решительно наносит ответный удар по хаосу который воцарился в галактике.

Особо следует упомянуть Уортрама Криммера (Wortham Krimmer) в роли центаврианского императора Картажье, одного из самых запоминающихся персонажей сериала, в то время как Уолтер Кениг позже покажет отличную игру в этом сезоне.

Печальная потеря между сезонами - это отказ от производства спецэффектов и графики сериала «Вавилон-5» в Foundation Imaging. Эффект от замены выглядит адекватным, но далеки от качества Foundation Imaging с точки зрения творческого дизайна кораблей или использования реальной физики, что очень досадно. Этот отказ был незапланированным и резким, Foundation Imaging проинформировали после того, как весной 1996 года были сделаны последние кадры третьего сезона сериала «Вавилон-5», что в их услугах больше не нуждаются.

К концу четвертого сезона может показаться что история закончилась. Сюжетные линии Войны Теней и гражданской войны на Земле решены, возможно немного беспорядочно и не полностью, и по завершению есть небольшое ощущение, что сказать больше особо и нечего. Так случилось, что телеканал TNT спас «Вавилон-5» от отмены после четвертого сезона, и начал съемки пятого сезона.

Пятый сезон  - "Огненное колесо" (Wheel of Fire), 2262 год.

Можно сказать, что пятый сезон сериала «Вавилон-5» неоднозначен. Едва избежав отмены в 1997 году «Вавилон-5» был спасен кабельной сетью TNT, которая приобрела права на повторный показ всех сезонов, а также согласилась финансировать сериал «Крестовый поход». Хотя это решение изначально порадовало фанатов, оно действительно обеспокоило тех, кто заметил, что Дж. Майкл Стражински завершил множество сюжетных линий в четвертом сезоне, чтобы сериал выглядел более менее завершенным, если бы не удалось снять последний сезон.

Когда начался пятый сезон, возникло много вопросов. Например: "Теперь, когда сериал по большей части завершен, о чем будет пятый сезон?" Это был хороший вопрос. Пришлось открыть новые сюжетные темы. Темы, которые возможно не были частью общего дизайна, по крайней мере, непосредственного дизайна. Большинство событий, происходящих в воскресшем пятом сезоне, не были бы рассказаны на экране, если бы Стражински заранее знал, что у него есть полных пять лет для работы. Итак, что касается истории, как можно посмотреть на пятый сезон? Его следует рассматривать как бонус. Рассказы, представленные в пятом сезоне, вероятно, можно было бы прочесть только в книгах. И свободные темы, в некоторых сериях, которые были представлены в пятом сезоне, могли бы не быть начаты.

Что оставалось рассказать? Наступил 2262 год. Тени и ворлонцы покинули Галактику, коррумпированное правительство президента Кларка на Земле было свергнуто. Другие миры объединились под знаменем Межзвездного Альянса, но еще предстоит проделать большую работу, чтобы скрепить миры в единую силу. Новый Альянс сталкивается с внутренними и внешними проблемами, поскольку бывшие слуги Теней, оставшиеся без хозяина, жаждут мести. Пятый сезон «Вавилон-5» - самый слабый и самый проблемный. Создается впечатление, что это начало целого нового побочного сериала, а не заключительная глава истории, на рассказ которой ушло пять лет. Внезапно перейти от историй о драматической конфронтации между бывшими друзьями, вынужденными стать врагами, или историй о предательстве и последствиях, к выдумкам о комиках, посещающих станцию, или о дне из жизни двух ремонтников, довольно неприятно. Возвращение второстепенных серий после двух лет использования очень небольшого их количества в предыдущих сезонах, является неожиданным и работает не очень хорошо, главным образом потому, что эти автономные серии просто повторяют теорию, описанную в других местах.

Сезон также страдает от отсутствия нескольких ключевых персонажей, которые ушли в конце четвертого сезона, в первую очередь Клаудии Кристиан в роли Ивановой. Ее замена, Трейси Скоггинс в роли капитана Локли, выглядит похуже по сравнению с ее предшественницей. Доминирующий сюжет истории первой половины пятого сезона также бесконечен. На станции создается колония телепатов, противостоящих Пси-корпусу, во главе с якобы «харизматичным» Байроном. Эта сюжетная линия бессмысленно таранит основные моменты о Пси-корпусе, который был показан гораздо эффективнее и лаконичнее в Mind War первого сезона или A Race Through Dark Places из второго сезона. В итоге, Пси-корпус - безнравственная, жестокая и агрессивная группа сторонников расового превосходства..

Редким кульминационным моментом в первой половине сезона является серия «День мертвых», написанная создателем серии комиксов «Песочный человек» (Sandman) Нилом Гейманом, которая эмоционально сырая, хотя дает Трейси Скоггинс лучшие моменты в сериале. Однако опрометчивый сюжет с участием знаменитых фокусников Пенна и Теллера вызывает осечку. Во второй половине сезона все налаживается, когда акцент снова переключается на центавриан. Центаврианские корабли тайно атакуют торговые суда, принадлежащие другим расам, но Лондо держат в стороне от этих событий. По мере того, как Альянс собирает доказательства причастности центавриан, Лондо понимает, что на Приме Центавра что-то не так, нарны понимают, что у них есть возможность отплатить центаврианам за то, что они сделали с их родным миром, и серьезный промах в приговоре Гарибальди приводит к тысячи погибших мирных жителей.

Это «Вавилон-5», каким мы его знаем и любим, с персонажами, которые делают не обдуманные поступки, а другие расплачиваются кровью, с сомнительной моралью и прагматизмом, преодолевая идеологию на своем пути. Это хорошо продуманный сюжет, кульминацией которой станет великолепное падение Примы Центавра, что избавляет последний сезон от напрасной траты времени. К сожалению, за этой серией следует довольно утомительно долгая развязка, в которой персонажи проводят много времени, прощаясь друг с другом, поскольку их назначают на новые должности, а важность станции «Вавилон-5» уменьшается, поскольку штаб-квартира Межзвездного Альянса переносится на Минбар.

Финальная серия «Сон в сиянии» (Sleeping in Light) - это элегантный и хорошо написанный эпизод, который придает сериалу «Вавилон-5» ощущение завершения и является подходящим окончанием этой грандиозной, огромной саги. При этом он ясно дает понять что продолжения не будет, а если и будет, то это будет совсем другой «Вавилон-5».

"Вавилон-5 был последней из станций серии Вавилон. Другой никогда не будет. Он изменил будущее и изменил нас...", - Иванова, 22 серия, 5 сезон, «Вавилон-5».

Смотрите также: Космос и оружие в сериале «Вавилон-5», до телесериала «Вавилон-5» космос в научно-фантастических телесериалах, практически всегда был черным фоном с белыми звездами.

Прокомментировать ВКонтакте


Рейтинг: 10 (голосов: 4)  Последняя оценка: 04/07/23, 21:57   Ваша оценка: 

Похожие страницы: вавилон-5 просмотр история